Федор Стахов

«А на березе сидит заяц в алюминиевых клешах, сам себе начальник и сам падишах, он поставил им мат и он поставил им шах и он глядит на них глазами, ууу...» — БГ

Греческие архитекторы периода архаики рассматривали колонну в первую очередь в качестве конструктивного элемента здания. Но, спустя некоторое время, стремление выразить почитание богам в камне превратило тяжелые и простые в композиционном плане храмовые конструкции в произведения искусства древней Греции, а ордерная система пережила свое новое рождение.

Идейное выражение архитектурного принципа

Древнегреческими зодчими с самого начала руководила идея противодействия сил добра и зла – опоры и тяжести, и, как отмечают теоретики искусства, настолько рациональное и увлекательное воплощение данной идеи в архитектуре привело к тому, что главные типы греческих конструкций стали образцом для произведений эпохи Ренессанса, барокко и классицизма.

Греческим храмам присущ вертикальный ритм, создающий определенную динамику всей композиции. Достижение подобного эффекта происходит за счет специфического строения и упорядоченности колонн.

В ордерной системе древней Греции каждый из трех ордеров имеет схожую систему построения в виде стоечно-балочной конструкции, где колонна является несущей конструкцией, а архитрав несомой. Но, несмотря на единую конструктивную схему, античные мастера наделили каждый отдельный ордер рядом художественных особенностей. Свободная трактовка пропорций, форм и масштабов давала возможность полностью менять и преобразовывать художественный строй возводимого здания.

Дорический ордер

Древнейшим классическим ордером, сложившимся еще в архаический период, является дорический. Храм, выполненный в дорическом стиле, отличается от других особой приземистостью и массивностью, а также скупостью декоративных деталей, за что Витрувий называл его «мужским».

Массивная дорическая колонна создает впечатление мощной опоры, способной преодолеть любое внешнее воздействие. Ее каннелированный ствол придает всей поверхности колонны динамичность, подчеркивая вертикальное движение и устремление вверх. Аналогичной цели служит резкое сужение ствола колонны «подобно стволу дерева» снизу-вверх, которое Виппер уверенно называет стилистическим приемом, поскольку «диагональный силуэт колонны создает впечатление гораздо большего противодействия тяжести, чем это было бы при совершенно прямых, вертикальных очертаниях колонны», а также наличие энтазиса – утолщения, придающего колонне дополнительную активность.

Основу капители составляет выпуклый эхин, лишенный декора, и прямоугольная плита – абака. Если рассмотреть несколько дорических храмов разных веков, то можно увидеть, как сильно пропорционально и в декоративном плане видоизменялась и эволюционировала капитель. Являясь главным звеном опоры, капитель удерживает на себе всю тяжесть антаблемента, состоящего из архитрава, фриза, основанного на чередовании триглифов и метоп и зачастую украшенного рельефными композициями, а также карниза.

Несмотря на сходство пропорций, дорические храмы, в зависимости от расположения колонн, их высоты и количества могли выглядеть коренастыми и неподъемными как Пестумский храм Посейдона или, наоборот, грациозными как храм Гефеста на Агоре. Поэтому даже в случае четко продуманной в древней Греции ордерной системы делать выводы об однообразии дорического ордера было бы неправильно.

Ионический ордер

Спустя некоторое время, мужественный дорический ордер теряет популярность и ордерную систему древней Греции пополняет стройная ионическая колонна, которую в архитектуре античности теоретики называли «женской», подчеркнув таким образом контраст между двумя главными ордерами.

Капитель ионической колонны состоит из двух спиралевидных волют, напоминающих по своей форме женские кудри. Орнаментальные композиции на шее колонны сравнивались с ожерельем, а глубоко врезанные каннелюры ассоциировались со складками на платье. Женственность ионического ордера архитекторы подчеркивали использованием в качестве опор кариатид – женских фигур (Эрехтейон), которые являлись противопоставлением суровым дорическим атлантам (храм Зевса в Агригенте).

Древнегреческие мастера условно разделяли между собой малоазийский и аттический варианты ионического ордера. Малоазийский стиль отличался более сложной прорисовкой базы и отсутствием фриза, который заменяет пояс «сухариков». Аттический является более распространенным вариантом, применение которого можно увидеть в афинском Акрополе. Отличается сильно расширенной книзу базой, трехчастным антаблементом и отсутствием во фризе триглифов и метоп, замененных сплошной полосой, огибающей весь периметр здания. Иногда данную полосу украшали рельефом.

Ионический ордер, превосходящий дорический своей пластичностью и богатством декоративных деталей, имел в своей структуре существенный недостаток – отсутствие всесторонности, из-за чего греческим мастерам пришлось придумать более совершенный ордер.

Коринфский ордер

Как говорилось выше, к новому ордеру архитекторов Древней Греции привело именно несовершенство дорической и ионической колонн. Возникший в классический период коринфский ордер соединил в себе лучшие черты двух главных ордеров, замыкая собой ряд ордерной системы древней Греции.

Витрувию, любившему связывать пропорции ордеров с человеческим телом, изящные коринфские колонны напоминали «юных девушек». Свои суждения римский архитектор подкреплял с помощью легенды, по которой древнегреческий скульптор Каллимах обнаружил на могиле молодой коринфской девушки корзинку, с разросшимися по бокам листьями аканта. Причудливые формы находки так покорили Каллимаха, что тот выполнил для коринфинян несколько колонн, придерживаясь данного образца, и с тех пор стал основателем коринфского стиля.

Коринфская капитель действительно выполнена в виде корзины, украшенной двойным рядом акантовых листьев, из которых вырастают восемь тонких стеблей, свертывающихся на углах в форме волют. Капитель коринфского стиля является всесторонней и при этом богато декорированной так же, как и ее антаблемент, а сама колонна обладает более гибкими и стройными пропорциями, выгодно отличаясь от древнейших ордеров.

Таким образом, ордерная система древней Греции состоит из трех существенно отличающихся по внешнему виду ордеров, которые легли в основу всего классического стиля в архитектуре. ■